Сотрудники музея Хабарского района стали участниками мероприятия, проходившего в марте в Государственном Художественном музее Алтайского края.
Здесь состоялся научно–практический семинар по вопросам изучения и сохранения народного искусства Алтая. Мероприятие прошло в рамках Года культурного наследия народов России. Партнёром семинара стал Алтайский краевой центр детского отдыха. Семинар был проведён с целью обогащения регионального опыта изучения и сохранения народного искусства и традиционной культуры, создания единого культурного пространства, популяризации редких и уникальных образцов народного искусства Алтайского края. Насыщенная программа семинара состояла из обсуждений профессиональных вопросов, экскурсии, а также обучающих занятий. По итогам семинара будут выпущены методические рекомендации по сохранению предметов народного искусства, а пока предлагаем ознакомиться с выступлением хранителя музея Виктории Анатольевны Денисенко «Роль и значение полотенца в этнографической коллекции Хабарского историко-краеведческого музея».

Краткая история музея

«Хабарский историко-краеведческий музей был открыт 22 февраля 1989 года в здании бывшего автовокзала, построенного в 1969 году. С тех пор в музее накоплен уникальный материал, раскрывающий истоки образования района, рассказывающий о жизни людей, их быте. В настоящее время фонд музея насчитывает 8315 единиц хранения. Его основу составляют коллекции: «Археология», «Целина», «Великая Отечественная война», «Крестьянская изба», «Зал природы». Ежегодно музей посещают более 4 тысяч человек. С 2019 года сотрудники занимаются созданием электронных каталогов исторической, научной ин-формации об экспонатах районного краеведческого музея. Музей развивается, принимая участие в краевых конкурсах. В 2021 году музей стал победителем конкурса муниципальных музеев Алтайского края «Лучший музей года», получив денежное премирование в сумме более 400 000 рублей, которые были направленные на приобретение экспозиционно-выставочного, компьютерного и мультимедийного оборудования.

Полотенца как предметы культуры

Собрание предметов культуры русского народа является одним из интереснейших этнографических собраний нашего музея. Вещевой материал, включённый в фонд музея, даёт возможность ознакомиться со всеми сферами традиционного уклада народной жизни. Он характеризует все стороны жизни русского крестьянского населения страны, жившего вплоть до начала ХХ века в рамках традиционного общества.
Этнографическая коллекция нашего музея включает в себя более 500 вещевых памятников и документальных фотографий. Собрание скомплектовано в основном из предметов крестьянского быта. Это, по преимуществу, одежда, утварь, экспонаты по традиционным занятиям и ремеслам русского народа. Из всех предметов русского быта на одном из почётных мест–полотенце, которое является самой значительной частью коллекции музея, как по количеству, так и по их качеству.
На сегодняшний день в районном музее хранится 26 полотенец. Коллекция включает в себя полотенца крестьянского быта. Большая часть представлена образцами полотенец, используемых русским населением, много полотенец от украинских переселенцев.
В старину, наверное, не было дома, где бы ни имелись самобытные полотенца. Для народа полотенец выполнял важные обрядово-бытовые функции: он сопровождал человека от рождения до смерти. Обрядовая роль полотенец в народном быту была многозначной. Их вешали на ветвях священных деревьев, украшали красный угол избы и иконы; десятки вышитых полотенец готовили к свадьбе; на полотенце принимали родившегося ребёнка, а также опускали в могилу гроб с усопшим.
Говорят, что дом, в котором нет вышитого полотенца, похож на семью, в которой нет детей. Сегодня в запасниках Хабарского историко-краеведческого музея хранятся множество уникальных полотенец и рушников.

Полотенцу Зинаиды Кротовой–более 100 лет!

В 1989 году Вера Филипповна Ермакова передала музею полотенце, вышитое её мамой Зинаидой Тарасовной Кротовой, родившейся в 1901 году. Полотенцу–более 100 лет! Женщина с любовью хранила семейную реликвию, и всё же она была передана в музей, вместе с рассказом об истории семьи. Семья Кучерявых–переселенцев из Херсонской губернии Украины обосновалась на жительство в селе Мало-Романово в 1905 году. Семья была большая, 9 детей. Младшие умерли в дороге, повзрослевших братьев забрала Великая Отечественная война, Зинаида и три сестры выжили. Семья переехала в село Хабары, где Зинаида в 1916 году вышла замуж за Филиппа Кротова. К этому событию она и вышила свадебное полотенце. Ткань для вышивки–льняная фабричная, вышивка простым крестом, красными и чёрными фабричными нитками. Низ оформлен хлопчатобумажным фабричным кружевом. Известно, что в прошлом, в зависимости от достатка семьи невеста готовила к свадьбе от десяти до пятидесяти полотенец. Узоры для вышивания девушки брали с полотенец своих матерей или бабушек по материнской линии. На свадебном рушнике изображались пары птичек (жаворонки, голуби), которые символизировали жениха и невесту. Птички олицетворяли собой семейное счастье, верность в любви. Вышивались и цветочные орнаменты, как оберег от злых сил и пожелания молодым процветания, здоровья, богатства, рождения детей. Иногда на свадебном рушнике вышивались и первые буквы имён жениха и невесты.
Самое большое и нарядное полотенце, «рукобитное»–жениху, в знак согласия невесты и её родителей на брак. А когда в день свадьбы он приезжал за невестой, изукрашенное полотенчико-ширинку клали жениху в шапку. Полотенцами одаривала невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд: привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. И все, кто участвовал в поезде, также были ими «намечены»: жених и невеста держали полотенца в руках, дружка повязывал крест-накрест на груди, поезжане–на свои головные уборы. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцами.
В последующие периоды своей жизни женщина никогда не занималась вышиванием полотенец. Полотенца, оставшиеся после дарения на свадьбе, поступали в собственность молодой. Они использовались в дальнейшем по её усмотрению во всех обрядах жизненного цикла, а после её смерти передавались по наследству дочерям, внучкам или другим родственникам по женской линии. Если женщина умирала бездетной, то полотенца, как и другие её вещи, возвращали в дом родителей. С первого дня пребывания молодой в доме мужа свекровь снимала свои полотенца и выносила их из избы. Она никогда больше не вывешивала их в своём доме. На их место молодая развешивала свои. Полотенцами украшали в основном божницу. На праздники ими обрамляли зеркала, постилали на стол.
Молодые, Зинаида и Филипп Кротова, согласно похозяйственной книге, в 1918 году имели свой дом, небольшой надел земли. Незатейливое убранство дома состояло из полотенец вышитых молодой хозяйкой. Вскоре в семье Зинаиды и Филиппа родилась дочь Вера, было это в 1929 году. Зинаида Тарасовна рано овдовела. Будучи малограмотной, при советской власти работала техничкой в районном земельном отделе. Из воспоминаний дочери Веры: «Мама была трудолюбивой, заботливой, искусной рукодельницей, очень хотела, чтобы я получила образование». Вера Филипповна сохранила свадебное полотенце матери до наших дней, теперь этот уникальный предмет бережно храниться в коллекции нашего музея.


Полотенце Константина Зимы

В1990 году жительница села Хабары Марфа Кирилловна Кабанова передала музею именное полотенце деда по мужской линии–Константина Леонтьевича Зимы, вышитое им в десятилетнем возрасте.
Это полотно изо льна, ручного прядения, вышитое простым крестом, из фабричных ниток, имеется многоярусный орнамент растительных мотивов, в качестве завершения композиции вышита монограмма «ЗКЛ».
Немного об авторе вышивки. Константин Леонтьевич Зима родился в 1872 году, в семье переселенцев из Харьковской губернии. «Очень рукастый был мужик,–вспоминает Марфа Кирилловна,–сруб мог сам поставить. Пашня, хозяйство–всё было на нём! А в детстве он ещё увлекался вышивкой!».
К. Л. Зима работал при советской власти конюхом в народном суде, относясь к рабочей общественной группе. Его жена, Мария Арефьевна, была 1882 года рождения, женщина безграмотная, домохозяйка. Их потомки передавали именной рушник из поколения в поколение, как оберег, в память об основателе многочисленного рода Зимы.


Набожники Александры Тымко

В минувшие годы, садясь за стол, домочадцы творили молитву, и их взгляд был обращён в красный угол, в котором Святой Образ находился в обрамлении рушников-свитков. Православная традиция украшать домашние иконы полотенцами получила достаточно широкое распространение у русских.
Эти полотенца известны под разными названиями: божник, божье полотенце, набожник, пелена для богов, накутник, накрючник, рушник, платок. Согласно народным представлениям, завешивать иконы в доме следует для того, чтобы святые образа не могли «видеть» греховные дела людей. Вот и Александра Аркадьевна Тымко очень любила вышивать набожники. Её полотенца имеют богатую вышивку с преобладанием яркой красной, голубой, зелёной нитей.
Сама она женщина удивительной судьбы–родилась в 1922 году, в многодетной семье. В годы войны, окончив курсы шоферов, молодой девчонкой работала на грузовике. В послевоенные годы, после курсов ветсанитаров, работала на ферме. Вышивка крестом и гладью была увлечением всей её жизни. На полотенце она вначале использовала домотканое тонкое, хорошо отбеленное полотно, а после войны вышивала на ситцевых и хлопковых тканях.
В её доме рушниками были украшены фотографии родителей, других членов семьи. В 1958 году у неё родилась дочь Екатерина, для которой было подготовлено богатое приданое, изготовленное руками Александры Аркадьевны, в том числе вышитые полотенца и скатерти. Более 14 работ своей мамы подарила музею Екатерина Николаевна Кочеткова в 2007 году. Ей тоже передалась любовь к рукоделию, ныне Екатерина Николаевна известная в Хабарах, и не только, кукольных дел мастерица.


Выводы исследования

Таким образом, исследование экспонатов музея позволило:
1.Выявить используемые русским сельским населением Алтая диалектные наименования полотенец.
2. Проанализировать использование полотенец в бытовой и обрядовой культуре, интерьере крестьянского жилища.
3. Выявить этнографическую специфику изготовления и орнаментации полотенец.
Целью учёта музейных предметов и коллекций является: определение их количества и состава, регистрация в специальной учётной документации для идентификации музейных предметов и коллекций, организация оптимального хранения, оперативное установление местонахождения, контроль за изменениями в составе и состоянием сохранности предметов, их научное изучение и эффективное использование.
Полотенца из нашего музея также участвовали в проекте «Каталогизация этнографических коллекций музеев Алтайского края», автор проекта И.В. Попова. По итогам проекта был выпущен альбом–каталог «Полотенца восточнославянских народов (русских, украинцев, белорусов) из собраний музеев Алтайского края», в который вошли полотенца З.Т. Кротовой и К. Л. Зимы.
Сегодня мы многое оставляем в прошлом и забываем, что исторические судьбы людей прошлого являются основой воспитания подрастающего поколения. Бережное отношение к своей старине, к своей истории делает человека более душевным. Поэтому необходимо хранить память и уважение к труду наших предков, их традициям, обычаям, уважение к ним.
В наше время школьники, увы, мало знают об истории и культуре своего народа, родного края, страны. Однако, недаром говорят, что поколение без прошлого–это ничто, поэтому больше внимания следует уделять истории родного края. Это является одним из важных средств в подготовке учащихся к жизни, формированию чувства хозяина, знающего и умеющего сохранить богатые культурные традиции своего края».
Вот таким было выступление сотрудника нашего музея на краевом семинаре. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить потомков героев нашего исследования, оказавших поддержку при составлении материала–это Юрия Петровича Ермакова, Аллу Александровну Калиновскую, Ирину Дмитриевну Ригель, Екатерину Николаевну Кочеткову.
Кстати, цикл мероприятий, в рамках Года культурного наследия народов России, ещё только набирает обороты.
В течение года жителей Хабарского района ждёт ещё несколько мини–выставок предметов народного искусства из фондов нашего историко-краеведческого музея.

В. Завацкая, заведующая музеем.

Рубрика:

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *