22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Атака началась без объявления войны ранним утром. Немецкие авиация и артиллерия наносили удары по советским городам, железным дорогам, аэродромам, военно-морским базам и другим объектам.
Сегодня мы вспоминаем этот страшный день и всех падших на войне, в 10:00 около мемориала славы прошел памятный парад, после которого всех присутствующих пригласили на урок мужества в Хабарский историко — краеведческий музей.
Темой урока мужества был человек — легенда Скурлатов Алексей Иванович.
Алексей Иванович Скурлатов- наш земляк, родился в селе Налобиха, Алтайской губернии в 1922 году
До войны с малолетства Алексей работал в поле, на комбайне. Трудиться любил и работы никакой не боялся. Да и сила молодецкая была « Бывало, три мешка с зерном на шее переносил. Два на плечи, а третий на хребет клали…» -вспоминал Алексей Иванович. Воевать Алексей Иванович начал в 1941-ом, как раз 19 лет исполнилось. Зачислен был в сибирский лыжный батальон – разведчиком.
Первый бой принял 5 декабря 1941 года под Москвой у деревни Крюково.
Из воспоминаний Алексея Скурлатова:
«… Я, честно сказать, и не помню подробности: только шум какой-то, туман в голове, и… плакать хочется, плакать как ребёнку… Ну, ничего, оклемался. В 41-ом… переходы на лыжах делали в ночь по 90 км и с ходу в атаку. А многие на лыжи встали впервые. Такое, наверное, кроме сибиряков, никто бы не сдюжил…». Участвовал в битве на Курской дуге, в боях на Украине.
В сентябре 1944 года вступил с Советскими освободительными войсками в Болгарию. К тому времени, из-за тяжелого ранения, его перевели из разведки в связисты. В Болгарии он занимался вполне штатской работой – тянул телефонную линию Пловдив – София. Днём работа, а вечером вполне мирная жизнь.
Здесь он и встретил день победы в мае 45-го года. Однополчанин Алексея Ивановича рассказывал такой эпизод, – когда праздновали Победу, то Алексей посадил себе на плечи двух болгар и выплясывал с ними. В 1957 году в Пловдиве решили поставить памятник советскому солдату. 17 метровая фигура солдата с автоматом в правой руке оказалась так сильно похожа на Алексея Ивановича, что его болгарский друг, с которым они вместе работали на прокладке телефонной линии, взял да и написал на постаменте: «Альоша». Написал мелом, но надпись сохранилась в душе каждого болгарина.
С тех пор каменного воина никто по-другому не называет.
Долго болгарский воин вспоминал своего советского друга, а в марте 1974-го года он решил разыскать Алексея и обратился в журнал «Огонёк». Обращение было написано к воинам связистам, помогавшим восстанавливать телефонную связь. В нём он рассказал историю памятника, объяснил, почему памятнику дали такое имя и просил откликнуться советского солдата. Заметку эту прочитал и Скурлатов. Себя он, конечно, узнал, но не откликнулся, подумал, что ему не поверят.
В 1980 году этой историей заинтересовался учитель из Свердловска, занимавшийся поисковой работой. Он списался со Скурлатовым, попросил его фото, переслал его в Болгарию. Вскоре Алексей получил письмо от своего бывшего болгарского друга. он написал: «Я нашёл тебя, Алёша!»
Так же «Алеша» был в нашем селе в 1989 году. Встреча с ним проходила в библиотеке и в лагере «Березка», о которой нам рассказала Попенко Галина Ильинична. Фото приезда в Хабары Алексея Ивановича Скурлатова сохранились в нашем музее.
Стихотворение о войне рассказала Стаценко Валентина Николаевна.
Нет комментариев